«Литературные гипертексты. Литература и новые медиа »

Еще две минуты чтения

«Литература справится», - считает читатель, только что закончивший чтение книги «Hiperteksty literackie. Литература и новые медиа. " Это, безусловно, освежающая мысль в (следующую) эпоху полного сомнения о судьбе литературы, в эпоху (по-видимому) читательской аудитории, затронутой кризисом и, что еще хуже, отсутствием более интересных явлений в так называемых мейнстримом. Хотя последнее является дискуссионным вопросом.

«Литературные гипертексты «Литературные гипертексты. Литература и новые медиа . "
Издание Петр Марецкий, Мариуш Писарский, Ha! Art, Краков,
176 страниц, в книжных магазинах с октября 2011 года
Гипертексты (термин, созданный Тедом Нельсоном в 1965 году) выглядят как интересный эксперимент, игра с новыми медиа, размывание границы между литературой и искусством или, наконец, представление о неопределенном будущем. Появление и популяризация компьютеров в 1980-х годах стали прямой причиной рождения «электронной литературы». Новый носитель позволил восстать против возрастного ограничения, наложенного печатью. Авторы, которые приняли этот вызов, однако, не пробились через новое цифровое пространство, их вдохновение было найдено в тезисах Жака Деррида («О грамматологии» и «Письменности и телекоммуникации»), Мишеля Фуко («Слова и вещи»). и знаменитый очерк «Кто автор» и Ролана Барта («Смерть автора» или «S / Z»). Авторы гипертекста, имея такую ​​прочную деконструктивную и постструктурную основу, а также новую, благодарную среду, легко поддающуюся различным идеям, предложили читателям не столько сотрудничать в тексте, сколько пересмотреть все этапы создания литературного произведения и его получения. Интересно, что радикальные создатели новых медиа в литературной сфере стремятся обратиться к таким узнаваемым писателям, как Хулио Кортазар, Хорхе Луис Борхес, Рэймонд Федерман и Мэри Шелли.

«Писание в Интернете, в отличие от написания и публикации в независимом художественном тираже, бросает писателей в широкие воды первого средства в истории текстовой культуры, средства передачи. Это произошло в то время, когда казалось, что ничего нового не может произойти ".
Марк Америка

Другими словами, используя классическое определение - «гипертекст - это нелинейная и непоследовательная организация данных - текст, разбитый на фрагменты, которые во многом связаны ссылками».

«Литературные гипертексты. Литература и новые медиа »представляет собой сборник очерков о пионерах цифрового переворота в литературе. В дополнение к классическим жанрам, таким как Майкл Джойс, Марк Америка, Стюарт Моултроп или Шелли Джексон, много места было отведено польским художникам (Роберт Щербиовски, Радослав Новаковски, Славомир Шуты). Мариуш Писарски, редактор тома, отмечает во введении, что польские авторы характеризуются «сознательной неочевидностью пристрастий и несколько смелее, даже не практикой и неизвестностью». Они не имеют прямого отношения к постмодернистской теории мышления, но легче проследить их связь с традицией конкретной поэзии или польских достижений в концептуальном искусстве.

«Нет никого, только парадигма« настоящей »сетевой литературы. Некоторые, в том числе и я, больше не упоминают сетевую литературу, а сетевое искусство в целом, потому что эти два больше не могут быть разделены ».
Йоханнес Ауэр

Несомненно, преимуществом книги является ее доступность. Темы иногда бывают не самыми простыми, они были описаны авторами набросков в понятной и понятной форме. Читатель-аутсайдер, который вообще не знает гипертекстовой литературы, должен уметь без труда различать его основные идеи. Головокружение, однако, может вызвать множество его симптомов - от классических работ, основанных на программе Storyspace, через сет-арт, Avant-Pop, гиперфиксы, до поиска инструментов для фильмов, создания конкретных компьютерных игр и явного выхода за пределы одной среды. Множество явлений может, в определенной степени, также действовать против самой идеи гипертекстов - идей, которые, тем не менее, свежи и, возможно, все еще требуют времени. К счастью, библиография и содержащиеся в ней ссылки на веб-сайты позволяют вам сразу же применить на практике обсуждаемые работы и самостоятельно углубить их анализ. Этот личный опыт даже самые лучшие дискуссии не может заменить.

«Упрямая приверженность одной среде противоречила бы текучей природе гипертекста, даже когда эта среда была бы гипертекстовой».
Шелли Джексон

По-видимому, перечитывание каждый раз открывает что-то новое для читателя. Известные литературные произведения возвращаются, чтобы пережить их, обнаружить что-то, что было утеряно или уже забыто. Гипертексты, удовлетворяющие этому чтению, должны быть удивлены, но в то же время могут лишить читателя комфорта участия в известном сюжете.

Литература справится. Хотя может быть невозможно предсказать его будущие пути или указать концепции, которые будут доминировать. Издатель успокаивается - компьютер не убьет книгу. Возможно, сам факт появления в этой традиционной форме является свидетельством чего-то? Как еще пригласить более широкую аудиторию для участия в этой конкретной игре, если не пути, которые они уже знают?



Возможно, сам факт появления в этой традиционной форме является свидетельством чего-то?
Как еще пригласить более широкую аудиторию для участия в этой конкретной игре, если не пути, которые они уже знают?